Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Электронный дневник

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031




Главная | Регистрация | Вход | RSS Суббота, 04.05.2024, 01:16
МОУ "Лицей №1 ЗМР РТ"
Из истории школы


1886 год. Паратский затон. В небольшой избе мещанина Ивана Яковлевича Судакова, расположенной на берегу Волги, там, где останавливаются на зимовку суда, где в последствии появились корпуса первых паратских заводов, разместилась школа для детей рабочих. Никакой программы обучения для этой школы - школы низшей ступени - не было. Здесь учили считать и писать. В 1890 году её преобразовали в церковно-приходскую. Она стала содержаться за счет пожертвований и отчислений местного земства и сельского общества. По величине и содержанию школу признали лучшей среди церковно-приходских школ Казанской губернии. После революции, в 1918 году, произошло крушение системы дореволюционного просвещения. Паратские рабочие обсудили вопрос об отделении школы от церкви. Школу возглавил выпускник математического факультета Императорского Казанского университета Степан Дмитриевич Иванов. Ему пришлось участвовать в создании и становлении новой системы образования. Должности директора раньше не было, вместо нее были инспекторы народного образования, а учителя назывались школьными работниками или шкрабами. В школу пришли работать талантливые педагоги. Помимо школьных занятий шкрабы организовывали различные кружки по интересам, ставили спектакли, готовили концерты-агитки. Школа стала центром культпросвет работы в развивающемся рабочем поселке, занималась ликвидацией неграмотности среди населения. Работа инспектора народного образования С.Д. Иванова и его коллектива была по достоинству оценена.
 
В 1922 году Паратская школа второй ступени была признана одной из лучших в Казанской губернии под общероссийским номером 360. В 1925 год Степан Дмитриевич Иванов был переведен в Казань, стал руководителем Татарских курсов переподготовки учителей. На его присылают нового директора (это, привычное нам название должности уже появилось в номенклатуре молодой республики) Жакову Марию Александровну, отчаянную революционерку, прошедшую через суровые испытания гражданской войны, борьбу с кулаками, врагами идеи мировой революции. Она ввела в школе жесточайшую дисциплину и запретила работу всех кружков и клубов. «Школа, - говорила Мария Александровна, - это не центр увеселительных мероприятий». М.А.Жакова была не только волевым и принципиальным руководителем, а так же ярой «троцкисткой». И когда в ноябре 1927 года вышло решение ноябрьского Пленума ЦК и ЦК ВКП(б), исключившего Льва Троцкого из рядов Коммунистической партии, Жакова в знак протеста, при поддержке местных троцкистов объявила об закрытии единственной школы в округе и распустила по домам учеников. За это её сняли с должности директора, в последствии М.Жакова и её муж, тоже «троцктист», были арестованы, осуждены и расстреляны. В 1961 году их реабилитировали.

В 1927 году обкомом партии на место директора был назначен Григорий Васильевич Корсаков. Участник гражданской войны, коммунист, боец Особого нтернационального конного отряда, участвовавшего в ликвидации банд басмачей. В темное зимнее утро он прибыл на станцию Зеленый Дол.

 
В газете «Зеленодольская правда» от 22 января 1974 годатак описано появление в школе нового директора: «В школе, в первом от лесной просеки бараке, где находилась учительская и кабинет директора, в одном из окон мерцал огонек. Из печных труб струился белесый дым. В трех шагах от крыльца Корсаков остановился. Его охватило волнение. Он снял свой видавший виды краснозвездный шлем и сказал: «Здравствуй, школа!». Сорванные с петель наружные двери болтались по ветру, издавая жалобный скрип и визг. Территория, примыкавшая к баракам, была захламлена мусором, который не смогли укрыть даже снежные сугробы. «Не было заботливой руки», - подумал он. И эта простая мысль родила в нем горячее желание работат, не покладая рук». - Откройте! - крикнул он, постучав в двери первого барака. - Кого черт несет ни свет, ни заря? - услышал он глухой заспанный голос сторожа. - Нового директора! Так началась новая эпоха в жизни первой школы города.

 
Под руководством Г.В. Корсакова совершенствуется школьное обучение, ведется большая просветительская работа. Организуются курсы по ликвидации неграмотности и малограмотности, курсы по подготовке молодых культармейцев. В 1930 году на горе (улица Первомайская) открывается большое светлое двухэтажное здание новой школы.

 
Из воспоминаний бывшей ученицы школы Долгаревой Полины Аркадьевны: «Я помню, как однажды летним днем отец мой Долгарев Аркадий Арефьевич взял меня с собой на строительство школы, той самой школы, которая позже была названа зеленодольской школой №1. На место строительства было привезено много больших бревен. Место для строительства школы было выбрано на горе, откуда открывалась панорама нижней части города и реки Волги. Я забиралась на бревна, бегала по ним, а отец, поддерживая меня за руку, говорил: «Вот дочка, здесь и будет построена школа, в которой потом ты и будешь учиться». Конечно, в то время я не осознавала, какое важное дело делал мой отец для нашего города. А теперь я с гордостью вспоминаю об этом». В новой деревянной школе до обеда учились дети, после обеда их родители, старшие братья, сестры.

Г.В. Корсаков сплачивает вокруг себя дружный учительский коллектив. В коллективе работают высококвалифицированные педагоги: А.П. Книзе, Е.Н. Эйсмант, И.И. Павлов, В.А.Тулузаков, Н.С. Барыбин, Д.Г.Жуковский, В.Г.Коробова, В.В. Лебедева и др.
 
Из воспоминаний бывшей ученицы школы Зои Васильевны Хомутовой: «В школе существовала хорошая традиция: даже в старших классах вводились уроки чистописания и каллиграфии, разрешалось писать только одним пером под №11. У большинства наших учеников отрабатывался хороший почерк. В младших классах существовал порядок материального поощрения. Если тетрадь по русскому языку в течение недели была написана красивым почерком, без помарок и в тетради имелись хорошие оценки, то владельца тетради директор Григорий Васильевич Корсаков премировал рублем. Желающих получить рубль было много, и мы очень старались, и писать лучше и знать больше.» Опытнейшие учителя вносят большой культурно- просветительский и образовательный вклад в развитие паратского населения. Инициативная группа учителей организовывает курсы по подготовке в ВУЗы рабочих. На рабфаках с 1932-1934 годы подготовлено 90 человек для поступления в высшие учебные заведения г.Казани.
 
Г.В. Корсаков - первый среди руководителей школ города, поддержал идею и стал инициатором первых пионерских лагерей в Татарии. Здесь на Волге в 1932 году открывается первый пионерский лагерь на 280 мест. Г.В.Корсаков, обладая большим педагогическим опытом и тактом, незаурядными организаторскими способностями, вместе с педагогами-соратниками, завоевывает большой авторитет среди рабочих Паратска. Первая школа молодого города превращается в образцовую школу советского периода и носит имя Якова Михайловича Свердлова.
Отдельные страницы жизни школы №1- это работа коллектива в годы Великой Отечественной Войны. На базе школы №1 формируется военный эвакогоспиталь. Учащиеся распределяются в другие школы города. Г.В.Корсаков назначается военным комиссаром и начинает экстренное переоборудование школы под госпиталь. Из классов выносятся парты, оборудуется хирургический кабинет, ванная комната и т.д. Только таблички с номерами классов 1А,2Б,ЗА.... остаются висеть на дверях классов и напоминают о том, что здесь была школа. Расформированную школу №1 возглавляет завуч школы Шлеймович Софья Соломоновна. Вся тяжесть и скорбь военного времени легла на ее плечи. Вместе с ней работают педагоги: Шуралева И.П., Бажина С.П., Бессонова П.Ф., Майорова Г.С., Майорова А.С., Дорошко Т.Н., Коноплянкина Н.П., Попова Л.Д. и другие педагоги. Учащиеся школы, кроме самых маленьких детей, были привлечены к сельскохозяйственным работам. Сбор свеклы, картофеля, гороха, заготовка хвои, лекарственных трав, пилка дров для отопления школы и госпиталя - вот чем занимались ребята в свободное от школьных занятий время. Коллектив школы жил очень дружно. Кусочек хлеба в 50 граммов часто делили с тем, кто ослабел после болезни или попросту голодал. Дети старались учиться хорошо и без причины не пропускали занятия. Из воспоминаний педагогов ветеранов: «Придешь, бывало на урок, видишь пустая парта, и в сердце будто нож, опять в чью-то семью пришла похоронка... Как потом урок вести? Откуда силы брать? А ведь брали... И уроки вели, и новогодние праздники готовили, и в госпиталь с концертами ходили, девчонки раненым бойцам помогали письма домой писать, простыни гладили. Мальчишки заносили со двора в школу обледеневшие дрова. А какие мы елки веселые организовывали! И всегда с верой в сердце жили, что врага все равно победим. В тяжелую годину войны коллектив школы принял активное участие в сборе денежных средств на постройку боевого самолета «Зеленодольский комсомолец», двух боевых кораблей и татарстанской танковой колонны. Когда в городе начался сбор посылок с игрушками, книгами, одеждой, посудой для территорий Советского Союза, освобожденных от гитлеровцев, самое активное участие принял в нем коллектив школы №1. Многие выпускники школы, уже работавшие на зеленодольских заводах, уходили на фронт добровольцами. Навсегда останутся в памяти подвиги учеников школы Володи Половникова, Константина Вощилова, Анатолия Казакова, Ивана Засорина . Вечная им память и слава!»
Из воспоминаний учителей - ветеранов: «Помним 9-е мая . День Победы. Весь день люди в городе ликовали, сигналы подавали проходящие по Волге суда, ревела заводская сирена, но среди общего веселья были слышны плач и стоны по тем, кого уже не вернешь. Долгожданный мир наступил. Около нашей школы маленькие дети вместе с учительницей начальных классов, взявшись за руки, пели песню, которую сочинили тут же: «Война закончилась, скоро будет много хлеба и конфет».
 
Пока не был выписан последний раненый боец, в школе располагался госпиталь. В 1947 году весь двор школы был завален железными кроватями и старым медицинским оборудованием. В школе красили стены, завозили парты. Вновь зазвенел школьный звонок. Коллектив школы вернулся в родные стены. Послевоенная жизнь пошла своим чередом. Во время каникул учителя-физкультурники отстроили свой собственный спортивный зал. Каждое воскресенье ребята с учителями ходили в лес, по вечерам катались на собственном школьном катке. В городе с концертами начал выступать оркестр народных инструментов, где играли и ученики и учителя. Большой популярностью пользовался школьный драмкружок. На школьной сцене и в ДК Родина ставили замечательные спектакли «Ревизор» Гоголя, «Недоросль» Фонвизина, «Ее друзья» В.Розова и другие. Спектакли помогали ставить режиссеры ДК Родина Новак и Волков. В спектаклях принимал участие ученик школы Владимир Поночевный, ныне известный в нашей стране сценарист и режиссер. Педагогический коллектив был признан лучшим в городе. В нем работали талантливые педагоги: Каширский И.И., Балыкина С.П., Бажина Л.П., Шуралева И.П., Шаповалова О.А., Ошарина М.М., Облещенко Т.А., и др.
 
Все это время, вплоть до 1955 года, во главе школы стоял Григорий Васильевич Корсаков. Солдат гражданской и Отечественных войн, педагог и краевед, он написал интереснейшую книгу об истории Зеленодольска «Город- сад на Волге», воспитал не одно поколение молодых людей, которых он научил любить Родину, быть полезными людям и не дрогнуть перед нависшей опасностью, познавать мир и радоваться жизни. Низкий ему поклон и спасибо за это.
 
В марте 1955 года в школе случилась беда. По не уточненным данным, из-за короткого замыкания в электропроводке здание школы начало гореть. В школе никого не было. Последним уроком была физкультура, и ученики вместе с учителем ушли в лес кататься на лыжах. Педагоги вспоминают, что когда ребята с учителями подбежали к школе, она наполовину была охвачена огнем. Учитель черчения Павел Иванович Четверкин выбрасывал из окон школьную утварь, классные журналы, документы. Ему кто-то крикнул: «Уходи! Скоро крыша рухнет!». После этого предупреждения он еще несколько раз вернулся в школу и выбросил из окна то, что еще не успел охватить огонь. После пожара школьный коллектив был вынужден заниматься в других школах города.
 
Новую школу решили строить на улице Юности. Директором школы в 1956 году стал учитель математики Иван Иванович Каширский. В 1962 году школа стала 11-летней политехнической школой с производственным уклоном. Создается класс по автоделу, строится гараж, столярная мастерская, оборудован кабинет домоводства.
 
В 1965 году директором школой руководит Перфильева Валентина Васильевна. Под ее началом произошли большие преобразования. Организованы слесарные мастерские, заработала школьная столовая. Большое внимание В.В.Перфильева уделяет качеству преподавания, подкрепляя его творческой работой. В школе создаются кружки, клубы по интересам. Ведется большая работа с родителями. Дети часто участвовали и занимали призовые места в олимпиадах, конкурсах художественной самодеятельности. Большое внимание уделялось воспитательной работе в школе. За большие заслуги в образовании В.В. Перфильева награждена значком «Отличник просвещения СССР». Помимо работы директором школы №1 В.В.Перфильева была депутатом городского совета, председателем городского и районного комитетов профсоюза работников просвещения.
 
1970-1980 годы. Школа самая большая в городе. В ней работают опытные педагоги: В.М.Толпегина, Н.П.Абрамова, Л.Н.Романова, Л.В.Макарова, В.И.Нуруллин, Д.Г.Нуруллина, Л.А.Власенко, Л.И.Рыжкова, Р.Я.Артемова, Э.И.Никонова, Р.А.Данеева, Н.М.Козин, Э.Г.Салманова, Л.В.Денискина, М.А.Фахрутдинова, И.А. Тимонова, А.И.Новикова, В.Г.Слугин, Л.Н.Карташова, Л.С. Крайнюк.
 
Конец 80-ых годов был связан с реформой школы и началом инноваций в школе. В городе стали появляться гимназии, лицеи. Директором школы №1 была назначена Ахметова Дина Загреевна - учитель русского языка и литературы. К зданию школы началось строительство четырехэтажного пристроя. В 1990 году здание было построено. С 1991 года школа стала называться учебно-воспитательным комплексом. В структуру комплекса входили 5 детских садов, начальная и средняя школа, школа искусств, школа предвузовской подготовки, оздоровительно-реабилитационный центр, медиацентр. Была отлажена связь с КФИ, КГПИ, КЮИ, лабораторией инновационных технологий ИПКРО РТ. Задачей комплекса было создание такой педагогической системы, где на основе интеграции педагогических усилий и использования при этом социума в центре внимания был ученик, его душа и здоровье. В школе проводилась большая образовательная работа среди учителей: организовывались встречи с учеными городов Казани, Москвы. В школе работала когорта талантливых педагогов: Булычева Т.В., Болотова Е.В., Танеева Ф.К., Долдунова Н.М., Закрутаева Н.М., Гарифуллина С.Г., Ненилина В.В., Урусова С.Ю., Трегулова М.Г., Хикматуллина В.Н., Цветкова Т.М. и многие многие другие. В одном из сочинений ученица Альбина Миндубаева сравнивала УВК с большим кораблем, которым управляет капитан Д.З.Ахметова со своей командой: Н.Е.Тутаевой, И.М. Николаевой, Н.М.Кочевой, Н.Н.Прохоровой, О.А.Кашкиной, И.Р.Батреевым. Этот корабль был очень мощный. Он выдерживал любые бури и испытания. После защиты докторской диссертации Д.З.Ахметова была приглашена работать в высшую школу. С 1998 года директором самой большой школы в городе стала Н.Е.Тутаева - ныне начальник управления образования. Наталья Евгеньевна любила школу как свой собственный дом, сберегала традиции, заложенные не одним поколением педагогов. Школа вошла в общероссийскую сеть школ, содействующих здоровью, и стала членом Российского отделения сети школ по укреплению здоровья.
 
2005 год - директор Кудрявцева Светлана Юрьевна.

Форма входа


Copyright MyCorp © 2024